Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Пути активизации муниципального рынка ценных бумагСтраница 3
В большинстве теоретических работ в области государственного долга в качестве целей выпуска муниципальных займов выделяют:
– сглаживание кассовых разрывов в местных бюджетах в ожидании поступления налогов (tax anticipation notes – TANs), дохода (revenue anticipation notes –RANs), субсидий (grant anticipation notes – GANs);
– временное улучшение структуры капитала в условиях ожидания выпуска долгосрочных облигаций;
– погашение ранее размещенных займов;
– финансирование целевых инвестиционных и социально-экономических программ.
Анализ эмитируемых муниципальных бумаг по целям их эмиссии показывает, что соотношение бумаг, выпускаемых для рефинансирования существующего долга и для привлечения нового капитала, варьируется достаточно широко и в среднем составляет 30:70.
В РФ многие органы местного самоуправления используют заемные средства, полученные от размещения облигаций, в коммерческих целях. Так, помимо уменьшения дефицита бюджета и рефинансирования своих прежних долговых обязательств, привлеченные ресурсы направляются в федеральные ценные бумаги и на кредитование хозяйствующих субъектов по более высокой ставке процента с расчетом на надежный возврат и маржу. Однако, кредитуя заемными средствами коммерческие проекты по более высокой ставке, администрации фактически берут на себя функции банка в регионе.
Практика, в том числе международная, свидетельствует о целесообразности ограничения направлений использования привлеченных посредством муниципальных займов денежных ресурсов. В качестве перспективных проектов эмиссии могут быть предложены:
– инвестиционные проекты в сферы регионального производства и инфраструктуры, способствующие созданию новых рабочих мест, укреплению налоговой базы и реализации других важных направлений местного экономического развития;
– "сберегательные" займы, ориентированные на привлечение свободных средств населения и мелких юридических лиц; – специализированные целевые выпуски (жилищные, телефонные и т.п.).
В зависимости от обеспечения муниципальные облигации можно разделить на следующие виды:
– облигации под общие обязательства, не обеспеченные конкретным источником доходов (generalobligations bonds). Такие облигации эмитируются в основном для финансирования строительства объектов социальной сферы, а их надежность обеспечивается различными налогами;
– облигации под специальные налоги (special tax bonds) (акцизы, на недвижимое имущество и др.), которые взимаются непосредственно с будущих пользователей реализуемого проекта;
– облигации, выпускаемые под определенный проект (платные участки дорог, мостов, больницы и др.), доходы от которого будут использованы для выплаты процентов и основной суммы долга (revenue bonds). Широкое распространение в мировой практике получили облигации под доход от промышленного проекта (industrial revenue bonds);
– смешанные облигации, которые гарантированы не только налоговыми поступлениями, но и определенными грантами, специальными платежами и обязательствами третьей стороны (Hybrid Bond Securities);
– отдельно следует выделить жилищные облигации, которые используются для развития строительства жилых помещений. [7]
На российском рынке муниципальных облигаций одним из проблемных вопросов остается обеспечение обязательств по возвратности средств и выплатам текущих процентных платежей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ обязательства эмитента могут быть обеспечены средствами бюджета, а также имуществом, являющимся собственностью муниципального образования. Организационно-правовое обеспечение гарантийных обязательств администрации перед инвесторами по возврату заемных средств может быть реализовано путем создания из активов, определенных эмитентом в качестве гарантий по займу, специальных гарантийных фондов. Поскольку привлечение инвестиций возможно только при наличии механизмов защиты прав инвесторов, то по аналогии с зарубежными странами следует принять закон о банкротстве муниципальных органов, позволяющий взыскивать долги.