Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Пути активизации муниципального рынка ценных бумагСтраница 2
Эмиссия муниципальных облигаций позволяет решить вопрос трансформации сбережений населения в инвестиции. Несмотря на наметившийся в последние годы рост поступлений сбережений населения на рынки ссудного капитала, их объемы еще невелики.
В то же время зарубежная практика показывает, что индивидуальные инвесторы сейчас являются крупнейшими держателями муниципальных облигаций.Ориентированность муниципальных займов на проблемы местных территориальных образований содействует решению вопросов социально-экономического характера. Сегодня средняя по стране обеспеченность местных бюджетов собственными источниками средств не превышает 10 %, в то время как износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 %, причем около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Необходимость осуществления крупных капиталовложений с целью обновления устаревшей инфраструктуры городов (объектов здравоохранения, образования и ЖКХ) будет подталкивать муниципальные власти к поиску дополнительных источников финансирования, в том числе в виде облигационных заимствований.
Уже сейчас в России муниципальные облигации весьма широко используются для привлечения средств физических лиц в жилищное строительство. Получили распространение и так называемые "телефонные займы", реализуемые в рамках президентской программы "Российский народный телефон". Средства, полученные от эмиссии "телефонных" облигаций, направляются на финансирование строительства телефонных линий за счет денежных средств населения, систем. Широкий круг инвесторов получает опыт тогда как держатели таких муниципальных облигаций имеют право внеочередной установки телефонного номера.
Исторические факты свидетельствуют о том, что муниципальные облигации были очень распространенными ценными бумагами на фондовом рынке царской России. Так, на 1 января 1913 г. на российском рынке ценных бумаг обращалось 159 выпусков муниципальных облигаций 65 городов на общую сумму 444,6 млн р. Основная сумма заемных средств (свыше 90 %) направлялась на развитие инфраструктуры: строительство канализации, водопровода, трамвая, телефона и т.д., а остальные средства направлялись на строительство зданий и в различные бездоходные проекты.
Отсутствие рыночных ценных бумаг в советское время привело к серьезному отставанию СССР от мирового опыта муниципальных заимствований. В этой связи безусловный интерес представляет сравнительный анализ международной и российской практики выпуска муниципальных облигаций и определение на его основе путей развития российского рынка муниципальных ценных бумаг.
В зависимости от характера размещения муниципальные облигации можно разделить на две большие группы: внутренние и международные ценные бумаги. Существенным преимуществом внешнего рынка заимствований, по сравнению с внутренним, является возможность привлечения значительных финансовых ресурсов по более низкой процентной ставке и на длительный срок.
Российское законодательство не позволяет муниципальным образованиям выпускать еврооблигации. Предпочтение, отдаваемое внутренним заимствованиям, обусловлено вопросами сохранения суверенитета и меньшей зависимости государства от иностранных кредиторов. Сегодня международные муниципальные ценные бумаги представлены двумя российскими городами, имеющими особый статус субъектов Федерации, – Москвой и Санкт-Петербургом. В то же время, до революции 1917 г. российские муниципальные облигации активно размещались за границей: на биржах Брюсселя и Берлина котировалось по семь займов, Амстердама и Лондона – по шесть. [10]
Можно предположить, что экономическая стабилизация в России, либерализация рынка приведут к изменению законодательства, а значит, в перспективе муниципальным образованиям будет предоставлено право выхода на международные рынки, и они начнут формирование собственных кредитных историй.
В РФ муниципальные ценные бумаги не имеют статуса государственных, но их выпуски регистрируются в Министерстве финансов РФ. Функционирование рынка муниципальных ценных бумаг регулируется Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом № 136-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".