Фьючерсные сделки и риск

В сознании рядового обывателя фьючерсы и опционы представляются чем-то чрезвычайно сложным и не имеющим отношения к реальной жизни. Читать далее

Финансовые рынки

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Читать далее

Кредит и его формы

В отличие от денежной кредитная политика России 90-х гг. была нацелена на глубокое реформирование как самой кредитной системы, так и социально - экономических принципов кредитования. Читать далее

Инфляция

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.Читать далее

Навигация



Центральный банк российской федерации как юридическое лицо
Страница 1

Правовой статус Банка России с самого момента его создания стал предметом для дискуссий среди юристов. Дело в том, что этот статус характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны Банка России является юридическим лицом[42], осуществляет банковские операции, получает прибыль, то есть является частью банковской системы; с другой стороны Банка России наделен государственно-властными полномочиями - он осуществляет нормативное регулирование, надзор за функционированием кредитных организаций и т.

п., то есть осуществляет функции, характерные не для кредитной организации, а скорее для государственного органа.

Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка Российской Федерации. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики. Как отмечает А. Г. Братко, «необходимость в центральном банке порождает двумя детерминациями - рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, - функцию перераспределения финансов. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства»[43].

По поводу его статуса в литературе ведутся непрекращающиеся споры. В основном, они ведутся по двум направлениям: а) можно ли считать Банк России органом государственной власти; б) какую организационно-правовую форму имеет Банк России как юридическое лицо.

По поводу того, является Банк России органом государственной власти, существует две точки зрения. Так, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Банк России является одним из органов государственной власти». Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации [44], где содержится формулировка, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако даже они признают, что «Банк России . не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова». Такую оговорку авторы делают, так как Банк России не может быть включен ни в одну из ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Анализируя Конституцию Российской Федерации, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к выводу, что единая система государственной власти не исчерпывается федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно существование и других органов. В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк Российской Федерации - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций»[45].

В пользу такой точки зрения говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации. Банк России наделен рядом полномочий, характерных только для органов государственной власти. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о Центральном банке Российской Федерации Банк России[46] имеет право по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, издавать в форме указаний, положений, инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц. Издание обязательных для исполнения нормативных актов - прерогатива органа государственной власти. Также Банк России имеет право осуществлять надзор в банковской сфере, проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям. Такие полномочия также характерны для государственного органа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6