Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Способы повышения эффективности страхового надзора в Российской ФедерацииСтраница 3
довольно незначительным уровнем платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
использованием не в полной мере рыночного механизма в области страхования;
неразвитостью обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
отсутствием надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
ограничением конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
отсутствием системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;
низким уровнем капитализации страховых организаций, а также неразвитостью национального перестраховочного рынка, приводящими к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
информационной закрытостью рынка страховых услуг, создающей проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
несовершенством правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.
Таким образом, прежде чем разрабатывать план и конкретные мероприятия по повышению эффективности финансового надзора в целом и страхового надзора в частности, непосредственно органам государственной власти Российской Федерации необходимо провести ряд мероприятий по созданию условий для эффективного надзора, то есть по развитию финансового рынка и составляющего его рынка страховых услуг. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
анализ и оценка уровня развития финансового рынка Российской Федерации и отдельных его составляющих, в первую очередь, банковского рынка, рынка ценных бумаг и собственно страхового рынка;
разработка долгосрочной программы стратегического развития финансового рынка, а также краткосрочных программ развития отдельных его составляющих;
анализ и оценка нормативно-правовой базы, регулирующей финансовый рынок Российской Федерации. Разработка и принятие необходимых документов для совершенствования финансового законодательства;
создание единого «центра» анализа и обработки статистических данных, представляемых всеми участниками финансового рынка России.
В связи с тем, что высокий уровень эффективности страхового надзора можно обеспечить, как уже было указано ранее, только на эффективном, стабильном и справедливом рынке страховых услуг, необходимо также наряду с указанными выше мероприятиями по совершенствованию финансового рынка предпринять меры для устранения всех существенных недостатков собственно на рынке страховых услуг. И это в первую очередь мероприятия по совершенствованию действующего страхового законодательства и государственного регулирования.
В 1999 г. Бюро экономического анализа опубликовало аналитический доклад «Тенденции и перспективы развития страхования в РФ» [15].
В данном докладе достаточно много внимания было уделено вопросу эффективности страхового надзора.
В частности, по мнению аналитиков, эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим основным компонентам:
1) использование полной и достоверной финансовой, бухгалтерской и иной отчетности;
2) своевременность и полнота надзора;
3) действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзорного органа.
В указанном докладе были выделены и причины малоэффективности страхового надзора в России:
недостаточная численность сотрудников надзора, например, в штате Нью-Йорк, где зарегистрировано почти такое же число страховых организаций, что и в Российской Федерации, численность сотрудников органов надзора составляет около 1400 человек, из которых 800 занимаются проверками непосредственно в страховых организациях;
недостаточный уровень квалификации и оплаты труда сотрудников надзора;
неоправданно частые изменения структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти;
отсутствие современных способов обработки и передачи данных;
неэффективное использование территориальных инспекций надзора для функций контроля;
недостаточное отражение в законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям;
отсутствие проработанной системы санкций при нарушениях, выявленных в деятельности страховой организации.
В докладе также указано, что с точки зрения результативности надзора за деятельностью страховых организаций необходимо соблюдение следующих принципов: