Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Способы повышения эффективности страхового надзора в Российской ФедерацииСтраница 1
Важнейшим условием эффективности государственного финансового надзора является стабильный, хорошо функционирующий финансовый рынок.
Финансовый рынок России отличается многими особенностями, что связано с его неразвитостью и относительно коротким – чуть более десяти лет – периодом развития.
В 2006–2008 гг. произошло некоторое оздоровление финансового рынка, но он по-прежнему слабо связан с реальным сектором, весьма неустойчив, недостаточно привлекателен для населения и инвесторов, находится в чрезмерной зависимости от Запада. Российский финансовый рынок нуждается в определенной государственной поддержке, совершенствовании нормативной базы, в ряде случаев нуждается в усилении контроля.В связи с этим можно сделать вывод о важности совершенствования и развития финансового рынка Российской Федерации. Российскими учеными уже освещены многие аспекты деятельности и собственно российского финансового рынка и отдельных его элементов, однако достаточно широкий круг вопросов до сих пор остается неосвещенным.
Страховой рынок России является одной из наиболее динамично развивающихся сфер национального бизнеса. В настоящее время отмечается стабильный прирост страховых операций на рынке страховых услуг.
Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее его развитие в России требует уточнения роли страхования в решении социально-экономических задач государства.
По мнению большинства ученых юристов и экономистов (С.Ю. Бугаевой [1], Т. Бойко и Д. Степанова [2], З.П. Номаконовой [3], Ю. Фогельсона [4], Й.Г. Райша [5], Г.Р. Игбаева [6], Г.А. Насыровой [7], А.А. Зернова [8] и других ученых), эффективность надзорной деятельности в Российской Федерации пока еще находится на достаточно низком уровне. Причиной тому являются постоянные «неудачные» попытки реформирования системы органов, осуществляющих страховой надзор, и тот факт, что правовое регулирование и страхового законодательства в целом, и отдельных норм, регламентирующих вопросы страхового надзора, развивается весьма хаотично, под влиянием разнонаправленных, нескоординированных действий.
Изучение вопросов эффективности страхового надзора в существующей сегодня литературе ограничивается в основном анализом причин низкой эффективности страхового надзора.
Доклады, концепции и стратегии, разработанные сегодня юристами, содержат, наряду с определением причин, ряд конкретных мероприятий, направленных на повышение результативности деятельности органов страхового надзора. Однако все предлагаемые мероприятия имеют разрозненный характер и не систематизированы.
В связи с тем, что орган страхового надзора в России призван регулировать важнейший сектор ее финансовой системы – страхование, целесообразно всесторонне и четко рассмотреть вопросы, касающиеся эффективности и результативности страхового надзора.
В первую очередь необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации неоднократно предпринимались конкретные шаги, направленные на совершенствование страховой защиты различных субъектов от разнообразных рисков. В частности, были приняты Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998–2000 гг., Концепция развития страхования в Российской Федерации на 2002–2007 гг. Однако до настоящего времени подобные попытки не принесли желаемых положительных результатов [5].
В конце 2007 г. был разработан проект Стратегии развития страховой отрасли в России на 2008–2012 гг. [9].
Реализация данной Стратегии должна была позволить модифицировать государственную политику в области страхования на среднесрочную перспективу с учетом приоритетов развития национальной экономики и социальной поддержки населения, построить эффективную систему страховой защиты, стимулировать внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повысить качество и разнообразить спектр страховых услуг, совершенствовать формы и методы страхового надзора.
На заседании Правительства Российской Федерации в основном был одобрен проект Стратегии развития страховой отрасли в России на 2008–2012 гг. с учетом необходимости уточнения ее наименования и внесения ряда изменений и дополнений по отдельным вопросам. Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций необходимо было доработать указанный проект и план мероприятий по его реализации [10].