Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Способы повышения эффективности страхового надзора в Российской ФедерацииСтраница 2
Однако данный документ подвергся серьезной критике как со стороны представителей страховых организаций, так и со стороны представителей органов государственной власти и так и не был одобрен.
Например, гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев тогда заявил, что проект указанной Стратегии «по сути является не стратегией, а тезисами по будущему регулированию страховой деятельности.
Он не содержит ответов на многие ключевые вопросы развития отрасли, волнующие страховщиков» [11].«Проект стратегии развития страховой деятельности в России на 2008–2012 гг. требует не просто доработки, а серьезной переработки, – посчитал премьер-министр Виктор Зубков. – Структура стратегии, ее содержание носят описательный характер, не позволяющий определить суть проблемных вопросов и способы их решения» [12].
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации нет единого нормативного документа, в котором были бы четко определены: стратегия развития рынка страховых услуг, план и конкретные мероприятия совершенствования страхового законодательства, план и мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования и надзора за деятельностью субъектов страхового дела.
В «Основных принципах страхования» (ОПС 1) закреплен принцип «условия эффективности страхового надзора» [13]. В соответствии с данным принципом страховой надзор должен опираться на:
политику, институциональные и правовые рамки, установленные для надзора за финансовым сектором;
хорошо развитую инфраструктуру финансового рынка;
продуктивные финансовые рынки.
Международная ассоциация страховых надзоров дает пояснения данного принципа:
1) выполнение принципа зависит от существования обоснованной финансовой политики и системы учреждений, а также наличия надлежащим образом функционирующего финансового сектора и законодательной инфраструктуры;
2) для органа страхового надзора очень важно эффективно выполнять свои функции и соответствовать установленным надзорным целям. Любой недостаток важных условий или комбинация недостатков могли бы отрицательно сказаться на качестве и действенности страхового надзора;
3) этот принцип определяет элементы экономического, правового и финансового характера, составляющие окружение, в котором действует страховой надзор, а также вспомогательную рыночную инфраструктуру, которая должна быть представлена. В большинстве юрисдикций эти элементы не определяются и не контролируются надзорным органом, но потребность в них также существует для эффективного функционирования других секторов;
4) существование эффективной политики в отношении финансового сектора и надлежащих институциональных и законодательных рамок является необходимым условием для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансовой системы. Это также облегчает формальное и более тесное сотрудничество между соответствующими надзирающими органами и правительством, укрепляет уверенность акционеров в надзорном режиме. Одних хороших законов недостаточно. Правовая система должна оказывать поддержку добросовестному исполнению страховых договоров;
5) другим важным условием для эффективного надзора является то обстоятельство, что орган страхового надзора должен создать на рынке атмосферу доверия и уважения для держателей акций, особенно страховщиков и посредников. Доверие и уважение – это результат воздействия многих факторов, включая соответствующее законодательство и правила, проведение консультаций с представителями отрасли, качество надзора и квалификация персонала, осуществляющего надзор;
6) с другой стороны, возможности страхового надзора будут сильно ограничены из-за таких недостатков инфраструктуры финансового сектора, как слабость национальных стандартов бухгалтерского учета или отсутствие актуарного опыта и страховой экспертизы. Точные финансовые данные требуют наличия квалифицированных экспертов, в том числе бухгалтеров, аудиторов и финансовых аналитиков, а также доступа к надежным и сопоставимым экономическим и социальным статистическим данным для надлежащей оценки рисков. Для того чтобы осуществлять управление активами и обязательствами, необходимы также обширные, ликвидные и хорошо функционирующие денежные и фондовые рынки [13].
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации была утверждена Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008–2011 гг. Подпункт 2.7 данной Концепции посвящен совершенствованию страхового законодательства [14].
В соответствии с подпунктом 2.7.2 данной Концепции негативное влияние на развитие страхования в Российской Федерации оказывается рядом факторов, в том числе: