Фьючерсные сделки и риск

В сознании рядового обывателя фьючерсы и опционы представляются чем-то чрезвычайно сложным и не имеющим отношения к реальной жизни. Читать далее

Финансовые рынки

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Читать далее

Кредит и его формы

В отличие от денежной кредитная политика России 90-х гг. была нацелена на глубокое реформирование как самой кредитной системы, так и социально - экономических принципов кредитования. Читать далее

Инфляция

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.Читать далее

Навигация



Совершенствование нормативной базы страхования рисков на фондовом рынке
Страница 1

Договорные и не договорные отношения страхования финансовых рисков по ценным бумагам и финансовым услугам юридически обременены рядом специфических публично-правовых моментов, включенных в частноправовую природу отношений в сфере оборота ценных бумаг им финансовых yслуг.

Значительный круг проблем лежит в русле установления договорных условий страхования финансовых рисков в зависимости от экономико-правового режима регулирования осуществления финансовых услуг и конкретных видов ценных бумаг как долговых обязательств. Поэтому актуальными правовыми проблемами являются вопросы, связанные с юридическим закреплением в нормах права конкретных типов правоотношений в исследуемой сфере.

Развитие законодательства и нормативно-правовой базы по срочному рынку в целом серьезно запаздывает по сравнению с регулированием остальных сегментов финансового рынка в России. Практически единственным законодательным актом, регулирующим заключение сделок с фьючерсами и опционами на биржах, является Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 1992 года. С момента его подписания и введения действие содержательные изменения, вносившиеся в него, были минимальны.

Между тем за прошедшие 18 лет рынок и его инфраструктура претерпели значительные изменения. Хотя указанный закон и создал базовую основу для обращения биржевых деривативов, установил общие требования к правилам бирж, регулирующим обращение фьючерсов и опционов и к порядку лицензирования биржевых посредников, все же он его содержание является общим и поверхностным. В настоящий момент закон в значительной степени морально устарел и требует существенных доработок.

В концепции проекта федерального закона «О производных финансовых инструментах» указано, что основной целью законопроекта является создание правовых условий для совершения сделок, обязательством по которым являются передача определенных в них активов в определенный срок в будущем и (или) расчеты одной из сторон или обеих сторон в зависимости от изменений стоимости определенных в них активов (базисных активов) – производных финансовых инструментов. Задачей законопроекта является определение прав сторон сделок, являющихся производными финансовыми инструментами, а также создание системы защиты от рисков, связанных с такими сделками.

Принятие законопроекта позволит обеспечить правовые условия для развития рынка производных финансовых инструментов, который имеет существенное значение для обеспечения стабильности обычного рынка благодаря использованию производных финансовых инструментов для защиты от неблагоприятного для участников рынка изменения стоимости активов, а также для обеспечения уверенности в реализации таких активов в будущем.

В результате этого в ближайшее время стоит ожидать возникновения на финансовом рынке новых финансовых инструментов, развития как биржевого, так и внебиржевого рынка производных финансовых инструментов. Такое расширение набора инструментов существенно повысит полноту российского рынка, обеспечит его приближение к эффективному состоянию, стабильность рынка в целом.

Самые общие требования к фондовым биржам, организующим торговлю фондовыми деривативами, содержатся в Законе «О рынке ценных бумаг». Но наиболее существенные положения, в том числе и понятийный аппарат, присутствуют в Налоговом кодексе РФ. Однако и те и другие положения требуют изменений и дополнений, например, в части налогообложения доходов физических лиц по операциям с деривативами на базовые активы, отличные от ценных бумаг.

В части валютных, процентных и товарных деривативов такие нормативно-правовые акты отсутствуют, и данные инструменты оказываются фактически вне поля законодательного регулирования. Это в определенной степени ограничивает дальнейшее развитие срочного рынка.

Рассматривая в рамках гражданско-правового института страхования договор страхования как денежное обязательство, следует отметить возрастающее влияние на его исполнение внешних условии рынка таких как: изменение валютных режимов ведения счетов резидентов и нерезидентов, использование банками аккредитивных и вексельных форм расчетов» осуществление новых видов банковских услуг, введение новых стандартов расчета банковских активов и дебиторской задолженности, страхование банковских рисков. Делается вывод, что эти факторы влияют на гражданско-правовой институт страхования финансовых рисков и учитываются сторонами при согласовании страховых выплат. Эти факторы влияют на гражданско-правовой институт страхования финансовых рисков и учитываются сторонами при согласовании страховых выплат. В статью 4 «Объекты страхования» ФЗ « Об организации страхового дела в Российской Федерации» целесообразно внести дополнительный пункт 3.1. о страховании финансовых рисков по операциям с ценными бумагами. Закон разграничивает страховые риски и страховые случаи. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления, которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (статья 9 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Страницы: 1 2 3 4 5