Фьючерсные сделки и риск

В сознании рядового обывателя фьючерсы и опционы представляются чем-то чрезвычайно сложным и не имеющим отношения к реальной жизни. Читать далее

Финансовые рынки

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Читать далее

Кредит и его формы

В отличие от денежной кредитная политика России 90-х гг. была нацелена на глубокое реформирование как самой кредитной системы, так и социально - экономических принципов кредитования. Читать далее

Инфляция

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.Читать далее

Навигация



Белорусский фондовый рынок
Страница 1

Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства.

От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства.

Состояние фондового рынка Республики Беларусь, к сожалению, пока не вселяет оптимизма. Многие аналитики характеризуют Белорусский фондовый рынок как "одно название, а не рынок" - вместо реального рынка мы имеем своеобразный механизм, регулирующий процессы обращения ценных бумаг.

Такое суждение вызвано целым рядом причин. Ни для кого не секрет, что интересы нашего государства сегодня направлены на обеспечение тотального контроля над всеми отраслями и сферами его деятельности. Не обошли эти интересы и фондовый рынок. Сегодня Правительство наложило целый ряд ограничений на деятельность субъектов фондового рынка. Это, прежде всего, ограничения по суммам финансового обеспечения обязательств участников фондового рынка, исчисляемые "астрономическими" цифрами, что тут же практически исключает возможность участия в биржевых торгах небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, согласно нормам Указа Президента РБ № 194 от 3 апреля 2008 года для того, чтобы юридическое лицо могло выпустить в обращение свои облигации необходимо соблюдение следующих, не всегда достижимых условий:

-во-первых, стоимость чистых активов юридического лица должна составлять не менее 1 млн. ЕВРО или около 3,3 млрд. руб.;

-во-вторых, нельзя иметь отрицательный финансовый результат от основной деятельности.

С такой "планкой" требований далеко не всякая организация может справиться. Кроме того, многие предприятия как раз и выпускают облигации для того, чтобы мобилизировать ресурсы для решения своих, как правило, финансовых проблем. При этом предприятия далеко не всегда рентабельны. В общем, такие требования изолируют от фондового рынка малые предприятия и небанковские кредитно-финансовые организации, которые потенциально могут составлять достаточно большую долю в структуре эмитентов фондового рынка.

Основными участниками на бирже являются банки, поскольку только у них достаточно ресурсов для обеспечения работы на фондовой бирже.

Также следует отметить определенные препятствия по обращению на фондовом рынке акций. Акции ведущих предприятий принадлежат государству (72,5% акций всех АО принадлежит государству), а государство, как известно, продавать их особо не торопится. Это означает, что обращение акций на фондовом рынке сведено к минимуму. В то время как на мировых фондовых биржах торги акциями занимают доминирующее положение.

Тормозящим фактором развития фондового рынка являются также высокие ставки налогов на операции с ценными бумагами. В настоящее время ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами в Беларуси составляет 24%. По-прежнему туманными остаются гарантии для инвесторов в свободном распоряжении полученными доходами и беспрепятственном переводе их в другие сферы. Официальное законодательство гарантирует инвесторам возврат вложенного капитала и полученных от него доходов. Однако известны примеры, когда государство обязывало крупные предприятия, работающие с прибылью, отчислять часть своей прибыли в специальный фонд, именуемый фондом национального развития. Но это пока коснулось только государственных предприятий, в числе которых флагманы белорусской экономики – Белорусская калийная компания, Новополоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы и другие.

Все это отворачивает потенциальных инвесторов в сторону более перспективных и "прозрачных" вариантов вложения своих капиталов.

Страницы: 1 2 3 4