Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Роль Центрального банка Российской Федерации в осуществлении банковского
регулировании и надзораСтраница 2
Одним из важнейших направлений в банковском регулировании является установление обязательных экономических нормативов для кредитных организаций. Именно установка обязательных экономических нормативов и надзор за их соблюдением наиболее способствуют достижению главных целей банковского регулирования и банковского надзора - поддержанию стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов.
Ст. 62 Закона о Центральном банке Российской Федерации устанавливает перечень обязательных экономических нормативов, которые могут устанавливаться нормативными актами Банка России. До недавнего времени такие нормативы были установлены в Инструкции Центрального банка РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности банков»[95]. Однако с 1 апреля 2004 г. она утратила силу, и в настоящее время действует Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»[96]. В ныне действующей Инструкции был исключен из числа устанавливаемых Банкам России ряд нормативов (нормативы максимального размера риска на одного кредитора, максимального размера кредитного риска на одного акционера, максимального размера привлеченных денежных вкладов населения и т.д.). Также снижены числовые значения некоторых обязательных нормативов и методика их расчета. В целом, положения новой Инструкции свидетельствуют о переходе к менее жесткому регулированию и либерализации в банковской сфере.
Банковский надзор является необходимым средством обеспечения законности в банковской сфере. Банк России в соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке имеет право проводить проверки кредитных организаций. В случае выявления нарушения законодательства и нормативных актов Банка России, а также его индивидуальных предписаний, Банк России имеет право применить санкции, указанные в ст. 74 Закона о Центральном банке[97].
Такое положение дел критикуется многими юристами. Так, Г. А. Тосунян отмечает, что «недопустимо существующее положение дел, при котором Банк России единолично и бесконтрольно устанавливает и изменяет правила поведения на банковском рынке, сам активно играет по этим правилам, выявляет нарушения в деятельности кредитных организаций и применяет к последним соответствующие санкции»[98]. Г. А. Тосунян считает, что «в процессе внесения давно назревших структурно-функциональных изменений в деятельность верхнего уровня банковской системы страны в нем наряду с Банком Росси должны функционировать другие самостоятельные (организационно не подчиненные Банку России) органы».
С одной стороны, такая точка зрения представляется верной, так как в данном случае получается концентрация власти в одних руках (Центральный банк Российской Федерации сам устанавливает правила и сам следит за их исполнением). Но все же организационно нецелесообразно выделение из Центрального банка Российской Федерации каких-либо обособленных органов, задачей которых будет осуществление банковского контроля. Ведь Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки объединены в единую систему и раскол такой системы чреват серьезными последствиями. По меньшей мере, значительно снизится оперативность и профессиональность банковского надзора.
Возможно, более правильным было бы пойти по пути законодательного ограничения возможностей злоупотребления со стороны Банка России в процессе надзора. Уже сделаны в отношении этого некоторые шаги. Так, в соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке[99], повторные проверки кредитных организаций по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период разрешены только в случае ликвидации или реорганизации кредитной организации либо в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, либо по его ходатайству на основании мотивированного решения Совета директоров Банка России.
Также следовало бы законодательно закрепить возможность обжалования наложения санкций Банком России, и не только в суд (ведь судебное разбирательство, как правило, затягивается надолго), но и в особый орган, который следует создать при Банке России (наподобие апелляционного комитета). В этом случае не будет необходимости создавать независимый орган банковского надзора.