Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Проведение
Центральным Банком России единой государственной денежно-кредитной политики и
организация наличного денежного обращенияСтраница 2
Денежная эмиссия и организация наличного денежного обращения наряду с осуществлением денежно-кредитной политики является одной из важнейших функций Банка России, влияющей на национальную экономику. Обязанность эмиссии наличных денег возлагается на Банк России Конституцией Российской Федерации.
Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин предлагают различать такие термины как «выпуск наличных денег» и «эмиссия наличных денег». По их мнению, выпуск наличных денег происходит в пределах сумм, изымаемых из обращения, и не изменяет размер денежной массы, а эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения[86]. Однако, и Конституция Российской Федерации, и Закон о Центральном банке понимают термин «эмиссия» в обоих смыслах, так как везде говорится именно об эмиссии, но нигде не упоминается о выпуске наличных денег. Именно благодаря эмиссии Банк России может осуществлять эмиссионное регулирование - регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, исходя из потребностей экономики и общества. Эмиссия наличных денег - очень ответственная функция. Именно здесь должна в полной мере проявляться его независимость, так как «политические условия подталкивают любое государство решить свои проблемы за счет печатания денег»[87]. Поэтому весьма важно монопольное право Банка России на эмиссию. Эмиссия должна осуществляться с учетом социально-экономической ситуации в стране.Помимо эмиссии наличных денег на Банк России возложена функция организации наличного денежного обращения. В соответствии со ст. 34 Закона о Центральном банке Российской Федерации[88] организация наличного денежного оборота Банком России состоит в прогнозировании и организации производства, перевозке и хранении банкнот и монет Банка России, создании их резервных фондов; установлении правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты, замены поврежденных банкнот и монеты; определение порядка ведения кассовых операций. То есть сюда относятся чисто технические функции.
Как отмечают Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин, организация денежного обращения осуществляется в Российской Федерации на основе следующих принципов: принципа номинала, необязательности обеспечения, монополии, уникальности, безусловной обязательности, неограниченной обмениваемости, разграничения компетенции[89]. Эти принципы получили отражения в статьях главы 6 Закона о Центральном банке Российской Федерации.
Принцип номинала отражен в ст. 27 Закона о Центральном банке Российской Федерации. Он означает, что денежной единицей в РФ является рубль, и выпуск других денежных единиц не допускается. Принцип необязательности обеспечения означает, что официальное соотношение между рублем и золотом и другими драгоценными металлами не устанавливается. Принцип монополии означает, что эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения осуществляется исключительно Банком России. Принцип уникальности означает, что банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории России, и их подделка преследуется по закону. В соответствии с принципом безусловной обязательност банкноты и монета Банка России являются его безусловными обязательствами, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему. Принцип неограниченной обмениваемости устанавливает, что если купюры и банкноты объявляются недействительными, они должны обмениваться без ограничений в течение срока от года до пяти лет. Принимаются поврежденные и ветхие купюры. Наконец, принцип разграничения компетенции[90] означает, что к компетенции Совет директоров относятся вопросы выпуска банкнот и монет нового образца, изъятия из обращения банкнот и монет старого образца, утверждение номиналов и образцов новых денежных знаков. Остальные вопросы в области денежного обращения находятся в компетенции Председателя Центрального банка Российской Федерации.