Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Этапы становления и развития инвестиционного кредитованияСтраница 2
Основными признаками третьего этапа развития (с 1995 г. до финансового кризиса 1997-1998 гг.) явились: появление новых законодательных актов, определяющих сдвиги в развитии рыночных отношений и соответствующих новому периоду развития.
Создание единого регулирующего органа - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Национальной ассоциации участников фондового рынка саморегулируемых организаций; развитие инфраструктуры фондового рынка; выход на мировые финансовые рынки; дальнейшее развитие инвестиционного кредитования, сопровождающееся рядом кризисных явлений и банкротств.Данный период характеризовался ускорением формирования системы институтов коллективного инвестирования: траст-фондов, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Количество страховых компаний возросло к 1996 г. до трех тысяч.
Начиная с 1996 г. количество зарегистрированных страховых компаний начало сокращаться. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, на начало 1998 г. в Государственном реестре было зарегистрировано 1920 страховых компаний. В связи с чем конкуренция на рынке инвестиционных кредитов растет конкуренция что приводит к ускорению развития инвестиционных продуктов.
В условиях низкой финансовой мощности отечественных страховщиков и отсутствия у них возможностей принимать на себя обязательства по крупным рискам значительные суммы страховых взносов направлялись в зарубежные страховые компании, формируя один из каналов оттока капитала с российского финансового рынка и инвестиционной сферы. Неразвитость добровольного страхования не позволила страховым компаниям привлечь средства, аккумулируемые у физических лиц, и стать ведущим институциональным инвестором.
В рассматриваемый период высокими темпами развивались негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" НПФ могли учреждаться предприятиями, учреждениями, банками и другими организациями на правах юридических лиц. Деятельность НПФ, направленная на социальные цели, представляла собой исключительный вид деятельности, связанный с целевым сбором, учетом и аккумулированием пенсионных взносов, передачей активов управляющим компаниям, распределением полученного инвестиционного дохода и пенсионными выплатами участникам фонда. Развитие НПФ приводит к росту объема «Длинных денег» в экономике, что приводит к новому витку развития в сфере инвестиционного кредитования
Финансовый кризис (октябрь - ноябрь 1997 г.) не оказал существенного воздействия на финансовую устойчивость банков. Однако следующий виток кризиса обусловил существенное ухудшение показателей финансовой устойчивости. Так, доля активов проблемных банков в суммарных активах действующих кредитных организаций возросла с 6,8% на 1 января 1998 г. до 16,7% на 1 июня 1998 г. Доля активов банков без признаков финансовых затруднений, напротив, уменьшилась в этот же период с 32,4% до 9,2%.
Наиболее чувствительными к развивающемуся кризису оказались небанковские финансово-кредитные институты. Необходимо подчеркнуть, что если банки могли самостоятельно определять свои инвестиционные предпочтения, следуя определенной ими инвестиционной политике, то такие организации, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, должны были следовать нормативным документам, предписывающим им с целью защиты интересов клиентов иметь резервы в надежных банках и вкладывать средства исключительно в высоконадежные финансовые инструменты, прежде всего в ГКО-ОФЗ и другие государственные ценные бумаги.
Выводы:
1. Особенности инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления экономикой следующие: монополизация государством инвестиционных функций, односторонний характер инвестиционных потоков, распределение инвестиционных ресурсов посредством административных рычагов регулирования. Использование административных методов вместо экономических критериев, отсутствие стимулов к формированию накоплений определяли низкую эффективность инвестиционной деятельности.