Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Консультационные услуги банков РоссииСтраница 1
Согласно ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация вправе осуществлять такой вид сделок, как оказание консультационных и информационных услуг. Термины «информация» и «консультация», так же как «информирование» и «консультирование», взаимосвязаны.
Информация всегда присутствует при оказании консультационных услуг специалистом банка, поскольку, консультируя клиента по интересующему его вопросу банковской деятельности или не связанному с ней, специалист банка оперирует достоверной информацией.В Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» записано, что «информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2). Таким образом, консультация – это форма предоставления информации.
В наиболее общем смысле консультационные (консалтинговые) услуги
банка можно определить как вид интеллектуальной деятельности связанный с анализом, исследованием и выдачей информации, советов и рекомендаций по широкому кругу вопросов как в области банковской деятельности, так и за ее пределами.
Всю совокупность консультационных услуг, которые банки могут оказывать клиентам, целесообразно разделить на два блока: услуги общего характера и услуги специальные.
Консультационные услуги общего характера
не являются в прямом смысле слова банковскими операциями (сделками), так как сами по себе они не предполагают какие-либо действия с деньгами (прием, выдачу, перевод и т.п.) в любой их форме. В то же время они представляют собой вид сопутствующих услуг (по классификации, принятой в данной книге), причем сопутствующих в принципе всем операциям банков: базовым (кредитным, депозитным и др.), общим (лизинговым, доверительного управления и др.), вспомогательным и даже сопутствующим базовым. То есть данные услуги пронизывают собой практически все направления деятельности любого банка, нормально общающегося с клиентами. К консультационным услугам общего характера, связанным с базовыми банковскими операциями, можно отнести, например, консультации:
– о порядке открытия и ведения расчетных, текущих и иных счетов;
– о правилах ведения кредитных, депозитных, расчетно-платежных и кассовых операций и наиболее целесообразных вариантах их применения;
– об операциях с ценными бумагами;
– об операциях с иностранной валютой;
– об оформлении банковских расчетно-платежных документов.
Подобные услуги – необходимая часть деятельности любого банка. Довольно часто их оказывают рядовые специалисты банка в форме советов, рекомендаций, в режиме «вопрос – ответ» и без оплаты. В этом случае консультации носят разовый характер и непродолжительны по времени.
Банковские консультационные услуги общего характера можно разделить по критерию содержания на: технологические; правовые; информационно-справочные. Кроме того, по другим основаниям их можно представлять как услуги: оказываемые на постоянной или временной основе; платные и бесплатные.
Кроме того, банки оказывают (могут оказывать) некоторые консультационные услуги специального характера
, которые связаны с банковскими операциями (сделками) для конкретных клиентов лишь опосредованно и к тому же не могут считаться общераспространенными.
К консультационным услугам
специального характера относится широкий круг консультационных услуг не только по банковским, но и по целому ряду других проблем: юридические, бухгалтерские, аудиторские, аналитические
.
Специалисты банков проводят консультации по различным вопросам финансового планирования и контроля, в частности по составлению смет хозяйственной деятельности предприятий, калькулированию себестоимости продукции, вопросам ценообразования, экспертным оценкам по инвестированию средств, прогнозам движения ликвидности, управлению текущими активами и т.п.