Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Структура системы планирования в банке
Все виды планирования тесно взаимосвязаны между собой, большинство из них является одновременно и отдельными этапами процесса разработки стратегии банка, и элементами текущего управления деятельностью кредитной организации.
Для избегания противоречий, возникающих при принятии управленческих решений из-за несогласованности отдельных плановых и аналитических процедур, необходимо разработать такую технологию перспективного и оперативного планирования, которая определяла бы общие стандарты данных процессов. Решение данной задачи предполагает создание единого информационного пространства банка, содержащего всю внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия плановых и управленческих решений; единой методологии анализа и планирования деятельности банка, обеспечивающей сопоставимость всех используемых в практике управления кредитной организацией плановых и аналитических показателей;Виды планирования деятельности коммерческого банка и их взаимосвязь.
В теории банковского менеджмента упоминаются самые разнообразные виды планирования, стратегическое, маркетинговое, текущее, тактическое, оперативное, финансовое, планирование персонала сметное планирование и т.д., которые различаются по кругу рассматриваемых проблем и уровню детализаций определяемых задач и плановых показателей, а также по глубине горизонта планирования (длительности планового периода):
· стратегическое планирование предполагает определение миссии банка, целей и задач, приоритетов и программ перспективного развития на долговременных горизонтах планирования;
· маркетинговое планирование нацелено на разработку и развитие банковских продуктов, а также связанного с ними комплекса маркетинга (стратегии ценообразования, стратегии доставки и коммуникационной стратегии);
· бизнес-планирование определяет конкретные пути решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, а также структурные ограничения деятельности банка, которые позволят ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска. Бизнес-план уточняет стратегию на более коротких интервалах планирования и имеет среднесрочный характер. Его задача - ежегодно адаптировать стратегию к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования банка;
· текущее планирование, представляющее собой регулярный (ежеквартальный и ежемесячный) мониторинг выполнения бизнес-плана и формирование планов действий;
· финансовое, планирование (бюджетирование) нацелено на согласование планов развития с ресурсным потенциалом банка и формирование сбалансированной системы показателей результативности. Его плановый горизонт и ширина охвата зависят от того, каков характер обосновываемого плана действий и для какого элемента финансовой структуры он разрабатывается;
· сметное планирование затрагивает вопросы определения объемов накладных расходов банка и необходимых затрат капитала на обеспечение и развитие текущей деятельности, а также новые программы или проекты кредитной организации. Оно является составной частью процесса бюджетирования;
· оперативное планирование решает задачи подготовки и согласования текущих решений о проведении конкретных операций банка с целью достижения определенного уровня рентабельности и эффективности, поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности и обеспечения соблюдения системы стратегических и текущих ограничений (лимитов) банка;
· процессное планирование определяет задачи и план действий в области формирования, развития и оптимизации бизнес-процессов банка. Критерием совершенствования бизнес-процессов является сокращение временных затрат и финансовых издержек банка на реализацию функций, обеспечиваемых данным бизнес-процессом;
· планирование организационного капитала необходимо для деятельности согласно стратегии развития. Итогом является организационная и финансовая структура кредитной организации, определяющие систему полномочий и ответственности структурных подразделений за выполнение плановых показателей и обеспечивающие необходимый уровень децентрализации их деятельности в процессе реализации стратегических планов;
· планирование персонала (человеческого капитала) призвано обеспечить подбор персонала необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка, а также мотивировать его на достижение стратегических целей;
· планирование информационного капитала связано с формированием стратегии развития информационных технологий, обеспечивающих оптимизацию различных бизнес-процессов банка.
Все виды планирования тесно взаимосвязаны между собой, большинство из них является одновременно и отдельными этапами процесса разработки стратегии банка, и элементами текущего управления деятельностью кредитной организации. Для избегания противоречий, возникающих при принятии управленческих решений из-за несогласованности отдельных плановых и аналитических процедур, необходимо разработать такую технологию перспективного и оперативного планирования, которая определяла бы общие стандарты данных процессов. Решение данной задачи предполагает создание единого информационного пространства банка, содержащего всю внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия плановых и управленческих решений; единой методологии анализа и планирования деятельности банка, обеспечивающей сопоставимость всех используемых в практике управления кредитной организацией плановых и аналитических показателей; единого регламента планирования деятельности банка, определяющего обязанности управленческого персонала и структурных подразделений банка на различных этапах планового процесса, сроки регулярность и ответственность за реализацию плановых процедур.