Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Структура страховой деятельности в странах ЕССтраница 1
Конфликт между национальным регулированием условий деятельности страховых организаций и международным характером страхования породил интеграционные тенденции в законодательстве, регламентирующем страховую деятельность в европейских странах.
Первоначально системы финансово-правового регулирования деятельности страховых организаций задумывались как средство контроля за платежеспособностью страховых организаций и пресечения случаев невыполнения ими своих обязательств[7].Началом интеграционного процесса формирования единого страхового пространства на территории Европы и единообразного страхового законодательства стало принятие в марте 1957 г. Римского договора, закрепившего принципы, определившие основы интеграционного публично-правового регулирования различных сфер деятельности в странах Европейского Союза.
Римский договор стал базисным актом, позволившим впоследствии сформировать право стран Европейского Союза, составной частью которого является комплекс Директив, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения в сфере страхования.
Одна из задач экономической интеграции стран Европейского союза — формирование единого страхового рынка.
Цель создания общего страхового рынка — обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, способствующее развитию конкуренции и росту эффективности работы страховщиков.
Препятствуют динамичному процессу формирования общего рынка в страховом секторе различия:
· нормативно-правовой основы страховой деятельности и системы страхового надзора, обусловленные национальными особенностями;
· уровня и качества предлагаемых страховых продуктов;
· условий деятельности страховщиков;
· уровня страховой культуры населения и др.
С учетом этих причин выделились основные направления формирования единого страхового рынка:
· обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС;
· гармонизация страхового законодательства. Руководитель и координатор этой деятельности — Европейский комитет по страхованию, в котором представлены все национальные союзы и ассоциации страховщиков.
Основные шаги Европейского комитета по страхованию в области формирования общего страхового рынка:
· выработка и принятие принципов, признанных всеми его участниками;
· разработка директив Европейского союза, составляющих основу страхового регулирования.
Принципы создания общего страхового рынка в рамках Европейского союза:
· честная конкуренция на добросовестных и равных условиях;
· свобода создания филиалов внутри стран — членов Союза для любого его члена;
· свобода распространения страхового продукта в рамках Союза для любого его члена без обязательного открытия филиалов;
· невозможность использования запрещенных элементов конкуренции, например самостоятельный выбор контрактного права и налогового режима, который может способствовать созданию неравных условий на территории.
Директивы Европейского союза[8]:
Первая директива по личному и неличному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/267/ЕЕС) предусматривает правила, рекомендуемые для всех стран — членов ЕС
Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ EEC, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории других стран — членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков (продвижение больших рисков не имело ограничений). Данная директива уже говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков — этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.
Специальная директива по кредитному страхованию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита предполагает введение дополнительных финансовых гарантий для осуществления кредитного страхования:
· увеличение размера гарантийного фонда для этого вида страхования;
· формирование дополнительного резерва — резерва колебаний убыточности для этого вида страхования с целью обеспечения выравнивания убыточности по годам финансового цикла.
Приняты также другие директивы по страхованию автогражданской ответственности, юридической защиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бухгалтерской отчетности — отчетности юридических лиц, связанных между собой по некоторым признакам, например по собственности (доле участия в уставном капитале)и др.