Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Нормативно-правовая основа лизингаСтраница 5
Для признания сделки финансовым лизингом в целях налогообложения, необходимо, чтобы:
- договор финансового лизинга был заключен в соответствии с Законом Республики Казахстан «О финансовом лизинге».
Таким образом, для определения сделки в качестве финансового лизинга применяются критерии, установленные в Законе «О финансовом лизинге»;- предметом лизинга являлись основные средства, подлежащие амортизации (для целей налогообложения основные средства – это материальные активы сроком службы более одного года, стоимость которых на момент приобретения составляет более 50 МРП, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (для 2004 года – 45 950 тенге).
Лизинговые операции, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не признаются финансовым лизингом в целях налогообложения, установленный Налоговым кодексом для финансового лизинга. Так, например, земля является не подлежащим амортизации основным средством и, следовательно, лизинг земельного участка не признается финансовым лизингом в целях налогообложения. Финансовый лизинг имеет свои особенности налогообложения в виде льгот по корпоративному подоходному налогу и НДС.
Корпоративный подоходный налог (КПН)
Объектом налогообложения являются:
- налогооблагаемый доход;
- доход, облагаемый у источника выплаты;
- чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Казахстане через постоянное представительство.
Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом, с учетом корректировок дохода и вычетов, производимых согласно статьям 91 и 122 Налогового кодекса. Ставка налога установлена в размере 30% [21].
КПН у лизингодателя
Налогооблагаемый доход у лизингодателя уменьшается на сумму вознаграждения по финансовому лизингу основных средств, предоставленных на срок более трех лет с последующей передачей их в собственность лизингополучателю. Вознаграждение, выплачиваемое лизингодателем кредитору-резиденту по кредитам на приобретение предметов лизинга, относится на вычеты в полном объеме. В случае если кредитором является нерезидент Казахстана, сумма вознаграждения, уплаченная этому нерезиденту, относится на вычеты в пределах расчетной суммы (РС), которая определяется как отношение среднегодовой суммы собственного капитала лизингодателя (СК) к среднегодовой сумме обязательств (СО), умноженных на сумму вознаграждения (В), выплачиваемого нерезиденту за налоговый период, и установленного предельного коэффициента (К) (для финансовых организаций коэффициент равен 7, для иных юридических лиц - 4). В виде формулы это можно представить следующим образом:
РС = СК/СО*В*К
КПН у лизингополучателя
Порядок отнесения на вычеты лизингополучателем суммы вознаграждения, выплачиваемого лизингодателю по договору финансового лизинга, аналогичен вышеизложенному порядку отнесения на вычеты вознаграждения по кредитам лизинговой компании.
В налоговом учете предмет лизинга учитывается у лизингополучателя (подлежит включению в стоимостной баланс подгруппы фиксированных активов лизингополучателя). Соответственно стоимость предмета лизинга относится на вычеты у лизингополучателя в виде амортизационных отчислений по нормам, установленным Налоговым кодексом. При этом лизингополучатель вправе по впервые введенным в эксплуатацию на территории Казахстана основным средствам исчислять в первый год по двойным нормам амортизации.
Поскольку в соответствии с Законом от 8 января 2003 года №373-II «Об инвестициях» лизинг является видом инвестиционной деятельности, лизингополучатели – юридические лица имеют возможность получения инвестиционных налоговых преференций по КПН, земельному налогу и налогу на имущество согласно статьям 138-140 Налогового кодекса. Инвестиционные налоговые преференции не предоставляются в отношении деятельности юридических лиц, к которым применяется специальный режим налогообложения, а также, если эта деятельность не входит в Перечень приоритетных видов деятельности, утверждаемый Правительством. Преференции предоставляются на срок, устанавливаемый в контракте между инвестором и Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, но не свыше 5 лет в виде:
- освобождения от налога на имущество по введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта;
- освобождения от земельного налога – по земельным участкам, приобретенным или используемым для реализации инвестиционного проекта;
- отнесения стоимости введенных в эксплуатацию фиксированных активов в рамках инвестиционного проекта на вычеты равными долями в течение срока действия преференции [22].