Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Организация учетно-операционной работы в ОАО «ВТБ»Страница 1
Основными задачами учетно-операционной работы являются:
– быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;
– своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
– предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
– сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
К учетно-операционной работе относятся:
– открытие и ведение счетов клиентов банка;
– прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
– прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
– формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
– контроль за своевременностью совершения платежей;
– подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
– ведение регистров бухгалтерского учета;
– подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.
Организация учетно-операционной работы в банке основывается:
– на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
– на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах.
– на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
– на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.
Организация бухгалтерской работы в банке
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:
– учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
– увести в штат должность бухгалтера;
– передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
– вести бухгалтерский учет лично.
Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.
Организация работы строится на следующих принципах:
– образуется единое бухгалтерское подразделение;
– все работники объединяются в группы;
– работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.
Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.
Бухгалтерия – это структурное подразделение банка, которое возглавляет главный бухгалтер.
В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.