Навигация
- Главная
- Рынок банковской продукции
- Фондовый рынок в Украине
- Кредитный договор
- Валютные риски
- Медицинское страхование
- Прибыль банка и ее источники
- Статьи
Транспортное страхованиеСтраница 1
Международное транспортное страхование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морского страхования - страхования судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
При страховании судов основанием заключения договора выступают следующие условия:
· страхование с ответственностью за гибель и повреждение;
· с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению;
· с ответственностью за повреждение судна и другие.
Страхование фрахта - страхование платы за перевозку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта в качестве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик (судовладелец), либо тот и другой вместе. Страхование фрахта обычно включается в договор страхования груза.
Договор страхования груза - "карго" - заключается либо на конкретную перевозку определенного груза, либо на определенный отрезок времени. В международной практике морских перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов, зафиксированные в международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс. Целью Инкотермс является установление единообразных международных правил по толкованию наиболее важных терминов и понятий, применяемых в договорах купли-продажи во внешней торговле. Наиболее распространенными являются следующие:
СIF - стоимость, страхование и фрахт - включает обязанность продавца по доставке (погрузке) груза в порт отгрузки, его оплате, фрахту и страхованию от морских рисков;
FOB - франко-борт - включает обязанности продавца по погрузке товара на борт судна, обязанности покупателя по фрахту и страхованию груза на время перевозки. Ответственность за груз переходит к покупателю с момента пересечения борта судна;
FAS - франко вдоль борта судна - включает обязанности продавца и покупателя на условиях FOB. Однако ответственность за груз переходит к покупателю после доставки груза на причал к борту судна;
CAF - стоимость и фрахт - включает обязанности продавца по заключению за свой счет договора морской перевозки и доставке груза на борт судна, обязанности покупателя по страхованию груза. [1]
Автотранспортное страхование в международном страховании преимущественно представлено основным видом - страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по "Зеленой карте". Зеленая карта - соглашение страховщиков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта и об оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международном автотранспортном сообщении. В настоящее время Российская Федерация не входит в систему "зеленой карты", поэтому в случае поездки автотранспортом граждан за рубеж полис "зеленой карты" приобретается либо при пересечении границы каждой страны, либо у иностранных страховщиков, имеющих лицензии на проведение этого вида страхования.
Наряду со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, в международном страховании также страхуется ответственность воздушных перевозчиков - за багаж пассажира и за вред причиненный третьим лицам, ответственность морских и речных перевозчиков - за столкновение судов и загрязнение вод нефтью и прочие. [2]
Все участники международных отношений подвергаются различным коммерческим рискам, возникающим вследствие:
· изменения цены товара после заключения контракта;
· отказа импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме расчетов;
· злоупотреблений или ухудшения валютных средств, выплатой по поддельным банкнотам, чекам и т.д.;
· неплатежеспособности покупателя или заказчика;
· неустойчивости валютных курсов, инфляцией.
Особое место среди коммерческих рисков занимают валютные риски как опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. Так, при понижении курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа убытки несет экспортер (кредитор), так как он получает меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Напротив, при повышении курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа убытки возникают у импортера и должника. В обоих случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше сумм, на которые контрагенты рассчитывали при подписании контрактов.