Фьючерсные сделки и риск

В сознании рядового обывателя фьючерсы и опционы представляются чем-то чрезвычайно сложным и не имеющим отношения к реальной жизни. Читать далее

Финансовые рынки

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Читать далее

Кредит и его формы

В отличие от денежной кредитная политика России 90-х гг. была нацелена на глубокое реформирование как самой кредитной системы, так и социально - экономических принципов кредитования. Читать далее

Инфляция

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.Читать далее

Навигация



Понятие и принципы оценки финансовой деятельности коммерческого банка
Страница 2

– объем собственного капитала банка;

объем чистой прибыли (прибыль минус налоги) за истекший год;

– доходность активов (отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов);

– доходность капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала);

– отношение капитала к активам на конец года;

– прибыль к доходу по собственным акциям.

Оценка качественных сторон деятельности банка позволяет определить его надежность на основе анализа финансового состояния и системы управления рисками. При этом существует два подхода к такой оценке. Первый подход используется при организации межбанковских отношений. Он базируется в основном на индивидуальной методике анализа для определения условий кредитных и расчетных операций между банками. Подобный анализ осуществляет одно из подразделений банка; он носит выборочный характер (т.е. касается лишь тех банков, с которыми данный банк вступает во взаимодействие) и не предусматривает, установление рейтинга банка. Источником информации выступают отчетные и другие данные, представляемые коммерческими банками друг другу при возникновении потребности в межбанковском сотрудничестве [27, С. 255].

Второй подход характерен для независимой экспертизы деятельности коммерческих банков, которой подвергаются все или большинство коммерческих банков. Результатом экспертизы выступает их рейтинговая оценка. Рейтинговую оценку коммерческих банков могут осуществлять независимые рейтинговые агентства, а также организации, осуществляющие банковский надзор от имени правительства страны. Рейтинговые агентства для проведения оценок, как правило, пользуются материалами отчетности банков, публикуемыми в открытой печати. Агентствами разрабатываются собственные методики оценки надежности коммерческих банков. Результаты оценок публикуются в печати.

Наиболее полное и глубокое представление о надежности коммерческих банков дает рейтинговая оценка, осуществляемая государственными органами банковского надзора. Банковский надзор является системой, которой пользуется правительство той или иной страны, чтобы гарантировать безопасность и стабильность банковского сектора как важного фактора экономического роста страны, доверия вкладчиков к банкам.

Зарубежные специалисты в области регулирования банковской деятельности характеризуют банковский надзор как разумный, поскольку он направлен на поддержание здоровья банковской системы в целом, создает условия для нормального развития рынка и конкуренции. Для разумного банковского контроля необходимо: наличие органа, ответственного за выполнение функции надзора и наделенного соответствующей властью, и наличие адекватной правовой основы. Функцию разумного контроля за деятельностью коммерческих банков в США, например, осуществляют три ведомства: Центральный банк (Федеральная резервная система), Министерство финансов и независимое агентство правительства (Федеральная корпорация страхования депозитов); в Японии и ФРГ – Министерство финансов; в Англии и Франции – Центральные банки; в ФРГ Федеральное ведомство по организации надзора за кредитными организациями и Немецкий федеральный банк.

В полномочия этих органов входит кроме проведения аналитико-контрольной работы возможность принятия мер по оздоровлению банковской системы: они могут приостанавливать деятельность или закрывать банки, разрабатывать и ставить под контроль программу восстановления платежеспособности банка, осуществлять смену руководства, подтверждать достаточность созданных банком резервов и т.д.

Правовая инфраструктура разумного банковского контроля может различаться в разных странах, но во многих случаях она включает в себя следующие три элемента:

1) законодательные акты, дающие широкие официальные права контролирующим органам;

2) серии регулятивных правил, интерпретирующих требования и ограничения. Они разрабатываются и издаются органами банковского надзора. Наиболее важными ограничениями и требованиями к банкам являются: ограничение (абсолютное или относительно капитала) выдачи ссуд одному заемщику; ограничение займов директорам банка, а также акционерам; требование обязательности создания резервов, адекватных степени риска активов банка; требование вести кредитную картотеку с информацией о финансовом состоянии заемщиков и гарантов; требование представлять в орган банковского надзора периодическую отчетность (как минимум баланс банка и отчет о прибылях и убытках), информацию о кредитных и проблемных займах, некоторые сведения о валютных операциях;

Страницы: 1 2 3